По стопам Христа: день 2

Автор: Елена Алмгорд

Утро следующего дня встретило нас солнышком и относительным теплом. В низине было градусов на 10 теплей. Это хорошо, потому что в этот день нас ждали источники, и как в сказке про Конька-Горбунька, с горячей и холодной водой.

День начинался с Божественной литургии в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины на участке Русской Духовной Миссии. Местечко Магдала- это то самое поселение, откуда была родом Мария Магдалина. Эта местность вдоль Генисаретского озера или Галилейского моря удивительна как по своей природе, так и по красоте. Из-за плодородной почвы нет такого растения, которое бы там не произрастало. Мы увидели здесь в изобилии финиковые пальмы, ореховые  и цитрусовые деревья, плоды которых можно было срывать и есть. Место это было каким-то особенным.

Со времён прекращения гонений на христиан место рождения Марии Магдалины стало объектом паломничества. Здесь построили церковь, которая позже была разрушена. В период руководства Русской Духовной Миссией архимандритом Антонином Капустиным был приобретён участок земли на самом берегу моря, где и образовался женский монастырь. В последующие дни мы ещё не раз слышали об этом человеке и о том, как много он успел сделать для православия на Святой Земле. Нам даже довелось посетить место его погребения, но об этом чуть позже.

Это подворье Марии Магдалины Горненского монастыря стоит как раз на том месте, где Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины. На территории монастыря находятся три целебных источника, в которых мы и умылись , и окунулись,  и даже поплавали.

«Глазной источник» . В нем не совершают омовений, а умываются и набирают воду с собой. Считается, что она помогает людям при проблемах со зрением. Мы, разумеется, тоже набрали. Но как говорится, да будет вам по вере вашей .. Может кому и правда, поможет…

Радоновый источник с изумительно голубой и очень тёплой водой. Сестра- монахиня нас предупредила, что там водятся небольшие рыбки, которые нас будут чуть пощипывать за ноги. Какой там чуть-чуть! Какие  там маленькие рыбки! Мне показалось, что на меня бросилась стая огромных рыб, которые стали кусать меня со всех сторон. С пугающим других людей криком,  я стала выбираться из источника. Надо заметить, что он был глубокий, а у меня панический страх перед водой с самого детства. И в тот самый момент небо быстро потемнело , сверкнула молния , и раздался страшный раскат грома. Ну как говорится, у православных совпадений не бывает…

Третий источник, около которого Иисус Христос исцелил Марию Магдалину, также предназначен для омовений, правда вода в нем была всего несколько градусов. Повизгивая, мне все-таки удалось в него окунуться, хоть и не с головой. Думаю, что это как раз и визжали разбегающиеся от меня бесы. Все-таки место символичное. Как говорится: Во имя Отца и Сына и Святого Духа….

Вообщем, впечатлений и ощущений осталась масса. Думаю, что не только у меня. Монахини угостили нас очень вкусными и сладкими грейпфрутами, сорванными сразу с дерева. Место очень благодатное, и хотелось бы побыть там подольше, но наша программа состояла из многих пунктов и надо было спешить. Поблагодарив монахинь за тёплый приём, мы отправились дальше по побережью Галилейского моря. И первой нашей остановкой стала гора Блаженств.

Ну а сейчас я расскажу о том, что оставило, пожалуй , самые яркие переживания в моей душе.  В приподнятом настроении мы поднялись на гору, высота которой 110 метров. Именно с неё, согласно христианскому преданию, Иисус Христос произнёс свою Нагорную проповедь.

В 1907 году этот участок земли был приобретён католиками францисканцами и на нем начались археологические раскопки. В 1935 году у подножия горы обнаружились остатки небольшой церкви конца IVвека, впоследствии разрушенной мусульманами. Церковь была украшена красивой мозаикой, фрагменты которой сейчас находятся в музее Капернаума.

В 1937-1938 годах итальянским архитектором Антонио Барлуцци был построен католический храм Заповедей Блаженства, который находится на территории женского францисканского монастыря.

Когда мы вошли туда, было очень много людей, как туристов, так и паломников. В основном, это были католики и протестанты. Католикам дозволялось внутри храма исполнять Заповеди блаженств,  протестантов вполне устраивало постоять возле храма и послушать проповедь своего наставника, а православных в храм пускали, но как сказала наша гид Анастасия, что петь нашим там не разрешали.

Погода была хоть и солнечная, но ветреная, поэтому постоять внутри храма было намного приятней, чем снаружи, хотя и вид с горы открывался потрясающий. И тут Анастасия спрашивает у монахини, сидящей в церковной лавке , и нам разрешают петь в храме. Настя сказала, что это было первый раз на её памяти, когда русским разрешили петь в храме.

Наша группа скромненько встала недалеко от входа. Мы подождали, пока румынские паломники закончат свои молитвы и запели.

«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», — протяжно и тихо начали мы петь заповеди блаженств. Чем больше мы пели, тем сильнее звучали наши голоса. Казалось, что сами ангелы подпевали нам. Это было что-то необыкновенное. В храме воцарилась полная тишина. Все, кто находился в это время в храме, как заворожённые, стояли и слушали наше исполнение. Сложно описать словами все то, что происходило внутри меня. Какая то неведомая сила затронула определённые струны моей души, и она запела и возликовала.

Теперь уже, вернувшись из этой поездки, я могу сказать, что это было самое сильное чувство, пережитое мной на Святой Земле. Господь был очень близок тогда и я прочувствовала это всеми фибрами своей души.

Наш маршрут пролегал вдоль Галилейского моря, и следующим остановками были: место, где Христос вручил Петру ключи от царствия небесного, дом Петра в Капернауме, где Иисус исцелил его тёщу и место преломления хлебов и рыб в Табхе.

Сейчас на этом месте католическая церковь Умножения хлебов и рыб. Алтарем служит камень, на котором Иисус Христос раскладывал пять ломтей хлеба и две рыбы, чтобы накормить 5 тысяч человек.

Первая маленькая церковь была построена в 350 году, через 100 лет перестроилась в византийскую, но в 614 году была разрушена персами. Более 1300 лет эти святые места были скрыты под пеплом. В 1888 году Немецкое католическое общество палестинских миссий выкупило эти руины и были начаты археологические раскопки. Современная церковь Умножения хлебов и рыб построена в 1982 году на византийском фундаменте и украшена красивой мозаикой.

Ну а после посещения такого места, нам захотелось отведать ту самую рыбу Святого Петра ( тиляпию) , которая подавалась в каждом ресторанчике побережья.

В Капернауме мы посетили греческую церковь Собора Двенадцати Апостолов. В отличие от Греции, где купола красят в синий цвет, здесь они оказались красными, что превратило церковь в яркую цветовую доминанту всей панорамы.

Территория монастыря оказалась  немного запущенным , но по-южному богатым садом с прогуливающимися павлинами. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии.

Святых мест вдоль озера множество, за короткое путешествие все не объедешь, так что мы сюда ещё обязательно вернёмся. А мы едем дальше, через Голанские высоты. Это спорная территория, находящаяся сейчас под контролем  Израиля, но раньше была частью Сирии, которой сейчас не до Голанских высот. Мы проезжали все ещё отчасти заминированные поля и приехали на завод по производству оливкового масла, где была очень маленькая, но интересная экскурсия. Мы узнали, как выбирать масло в магазине и продегустировали несколько видов. После выработки масла остаётся масса, которую здесь же перерабатывают и делают различные косметические средства. Нам предложили сделать пилинг для рук. Выглядело это не очень, зато эффект был хороший. Поскольку после дегустации вин наши сумки изрядно потяжелели, то от покупки масла мы все же решили воздержаться, посчитав, что масло на шведских прилавках ничуть не хуже.

День показался нам нескончаемым, и к вечеру мы вернулись в Вифлеем. Размещаться нам пришлось в другом отеле «Residencе».

По дороге в Вифлеем мы проезжали мимо банановых, финиковых плантаций, а также цитрусовых садов. Ещё с ветхозаветных времён евреи оставляли на своих полях десятину урожая для нищих и странствующих. Вот и мы оказались теми странствующими, которым необходимо было подкрепиться. Анастасия притормозила на обочине и часть нашей группы отправилась за « добычей».

Вернулись они через некоторе время с двумя полными пакетами всевозможных цитрусовых фруктов. Особенно всех поразили грейпфруты. Они были очень сочными и сладкими.