По стопам Христа: день 3

Автор: Елена Алмгорд

Крестовый Монастырь

Утро следующего дня встретило нас пасмурной погодой, а нам предстояло ехать в Иерусалим. День начинался с Божественной литургии в Крестовом монастыре. Это мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, который ещё называют обителью грузинской славы.

Здесь, на одной из фресок изображён грузинский поэт Шота Руставели, живший в монастыре в XII веке и похороненный тоже тут. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно преданию, на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

Именно на этом месте Лот посадил дерево, из которого потом был сделан Крест для распятия Спасителя. Лот, покаявшись перед Авраамом за то, что был в прелюбодеянии со своими дочерьми, получил от Патриарха в качестве епитимьи три посоха из кипариса, сосны и кедра, данные Аврааму тремя Ангелами. Лот посадил их и усиленно поливал в течение 40 лет, пока они все-таки проросли и срослись в одно большое дерево, что означало прощение Лота. При постройке храма Соломона дерево срубили, но не использовали, так как оно не подходило по размеру. Его положили в Силоамскую купель, где оно пролежало около 700 лет. Из него и был сделан Крест, на котором распяли Христа.

Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима и выглядит снаружи как средневековый замок. Свидетельством того, что он был основан в византийский период являются фрагменты мозаичного пола, которые относятся к VI веку. Последующая история этого монастыря схожа со всеми обителями Палестины.

При вторжении персов в 614 году многие церкви и монастыри были разрушены, а тысячи иерусалимских христиан вырезаны. Потом понемногу стали восстанавливаться, но в период правления халифа аль-Хакима ( 996-1021) все христианские храмы снова были уничтожены. После ослабления гонений на христиан опять началось их восстановление.

В связи с непростой историей этих мест у монастыря были периоды расцвета и упадка. Многие здания стали разрушаться и только в 70-ых годах 20 века Иерусалимская Патриархия провела восстановление и реставрацию монастыря.

Наш батюшка отслужил литургию в стенах небольшого храма Святителя Иоанна Дамаскина, а помогал ему сослужить архиепископ Филомен. Вот и такое бывает, что архиерей подаёт кадило иерею. Ну а мы спели на клиросе вместе с монахинями, поющими по гречески. Получилось очень интересно.

После посещения монастыря мы поспешили в Иерусалимскую Патриархию на встречу с Патриархом Феофилом III. Встреча проходила в одном из залов Патриархии,куда мы приехали с небольшим опозданием, но и тут нам помогал Господь, так как Патриарх пришёл на встречу с тоже большой задержкой. Как говорится, встреча прошла в дружеской и непринуждённой обстановке. Мы получили от Патриарха благословение и фото на память. Остались самые лучшие впечатления от такого простого и светлого человека.

В Патриархии нас ждала ещё одна встреча с архимандритом Евсевием.
Это оказался невысокий пожилой священник в греческом одеянии. Он говорит по русским с приятным мягким акцентом и является членом Братства греческой Иерусалимской Патриархии Гроба Господня. Грек родом, но учился ещё в Ленинграде. Наш Патриарх Кирилл был ректором в Ленинградской Духовной Академии в это время и был его учителем.

Батюшка оказался просто лучистым фейерверком доброты, детской открытости и дружелюбия. Проведя нам экскурсию по Патриархии и показав сверху всю красоту Иерусалима, мы спустились на узкие улочки старого города и распрощались с ним. Слава Богу, подарившему нам эту удивительную встречу с архимандритом Евсевием. Господи, сделай так, чтобы мы когда-нибудь снова встретились!

Все оставшееся время этого дня мы провели в Иерусалиме. Наша группа побывала в церкви Рождества Богородицы рядом со Львиными воротами. Эта обитель- православный монастырь Греческого Иерусалимского Патриархата.

На уровне первого этажа расположена сама церковь с образами русских святых и церковной утварью работы русских мастеров, а под ней находится пещера. По преданию, это бывший дом святых праведных Иоакима и Анны.
Перед началом прохождения Крестного Пути Христа мы побывали в католическом храме Святой Анны, находящимся в непосредственной близости с церковью Рождества, и согласно католическому преданию, именно там находился дом праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария.

Базилика была построена во времена крестоносцев в 1142 году, но потом при захвате Иерусалима мусульманами, она превратилась в исламское учебное заведение, что позволило её сохранить. В 1856 году турецкий султан Абдул Меджид подарил её Наполеону III в знак благодарности за поддержку в Крымской войне с Россией.

В базилике была потрясающая акустика и каждая группа паломников считала своим долгом спеть песнь Богородице. Очень красиво звучали голоса группы молодых людей из Франции, прославляющих Деву Марию. Подождав, пока они закончат, мы тоже решили спеть « Царице моя преблагая» и дружно начали славословить Пресвятую Богородицу. А за нами уже выстроилась в хор из трёх рядов группа каких-то азиатских католиков, может японцы, может филиппинцы, я их не различаю, честно говоря.

Рядом с базиликой мы спустились к месту, известному в Евангелие от Иоанна. Это Вифезда или «Овчая купель»- пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение, вокруг которого собирались многочисленные больные в ожидании «возмущения воды» , периодически происходившего в пруду и обозначавшего момент высшей целебности. В евангельской истории этот пруд связан с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал 38 лет.

Строительство купели относится к VIII веку до Рождества Христова. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные. Перед жертвоприношением овец нужно было помыть. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, выращенное Лотом из трёх посохов, о котором я рассказывала раньше.

Ну вот настало время и для прохождения Крестного Пути Спасителя. Мы взяли свои кресты, приобретённые заранее и пошли тот самый путь скорби и величайшей благодати, путь страдания, поругания и путь надежды и спасения.

Этот скорбный путь- Via Dolorosa впервые был проделан Христом к вечной жизни каждого верующего во имя Его.

Путь на Голгофу проходит по арабскому кварталу и неся каждый свой крест, мы слышали призывы на молитву мусульман. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок, каждая из которых отмечена часовнями или церквями. Девять из них описаны в Евангелие , остальные относятся к преданиям. Для нас было очень важно, что все эти события, действительно, происходили в Иерусалиме.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь , тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. ( Мф 16:25)

И первая остановка -это место осуждения Иисуса Христа на смерть, крепость Антония или Претория. Это было жилище и основное место деятельности римского прокуратора в Иудеи. Во времена Христа им был Понтий Пилат. Не буду пересказывать евангельский сюжет того, что происходило там, все и так знают.

Второй остановкой стало место принятия Спасителем Креста. На этом месте находится католическая часовня Осуждения, которая была построена в начале 20 века орденом францисканцев.

Третьей остановкой стало место первого падения Спасителя под тяжестью Креста. Здесь находится небольшая часовня, с 1856 года принадлежащая Армянскому Католическому Патриархату, с XX века находилась под польским влиянием и реставрирована на пожертвования военных польской армии.

Четвёртой остановкой стало место встречи Иисуса Христа с Пресвятой Богородицей. Это место тоже отмечено часовней, также принадлежащей Армянскому Католическому Патриархату.

Пятой остановкой было место, откуда Семён Киринейский помог Христу нести свой Крест.

Шестой остановкой стало место, где Вероника отёрла своим платом пот и кровь с лица Господа. Этот участок был куплен греко-католической общиной в 1883 году, и построена часовня святой Вероники. Кстати, сам платок Вероники хранится в римской базилике святого Петра.

Седьмая остановка- это место, где Спаситель упал второй раз. Здесь построены две часовни орденом францисканцев.

Восьмой остановкой стало место, где он обратился к дщерям Иерусалимским. Спустя сорок лет после этих слов Иерусалим был разрушен.

Дорога привела нас в церковь Святого Александра Невского на Александровском подворье. Это единственное в Старом городе и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Именно здесь русскими археологами был обнаружен порог Судных Врат, через который Спаситель переступил, восходя на Голгофу. По левую сторону от Судных Врат, в стене времён царя Ирода , было обретено известное игольное ушко, через которое верблюд быстрей пройдёт, чем богатый в царствие Божие.

И тут снова мы услышали об архимандрите Антонине Капустине, который построил здесь Подворье. Церковь поразила своим убранством и иконостасом.

Девятой остановкой является место, где Иисус упал в третий раз. Это место отмечено колонной у входа в коптский монастырь Святого Антония.

Остальные пять остановок расположены в Храме Воскресения Христова:
X- Снятие риз, часовня. XI- Пригвождение к Кресту ( римская католическая церковь).XII-смерть на Кресте. Место распятия-греческий престол. Под ним отверстие, через которое можно коснуться камня Голгофы. XIII – снятие с Креста. XIV- положение во Гроб.

При посещении Храма осознаешь , что Голгофа и Гробница Христа, находящаяся в Кувуклии, расположены очень близко друг от друга.

Попав в храм, мы встали в огромную очередь, ведущую в Кувуклию. В 19 часов вечера храм закрывается и нам очень хотелось успеть приложиться к камню Гроба Господня. В запасе было почти два часа, и мы успели. Я не знаю, что происходило в этот момент в душе каждой из нас, но все , определенно , что-то почувствовали.


После Кувуклии мы поклонились камню Помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа для умащевания благовониями перед тем, как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу.

До 1810 года Камень Помазания находился в собственности католического ордена францисканцев. Сейчас им владеют Православная ( Иерусалимский Патриархат) , Рима-Католическая, Армянская и Коптская конфессии, которые поддерживают огонь в восьми неугасимых лампадах.

Изрядно вытерев его своими одеждами, мы вышли из храма. Но на этом наш день не закончился. Встретив монахиню Кириену, мы ещё успели посетить Греко-православную церковь святого Иоанна Крестителя в Христианском квартале. Это один из древнейших христианских храмов на Святой Земле.

Прогуливаясь по улочкам греческого рынка и увидев издали серебристый купол, и не поймёшь, как попасть в церковь. Нужно выйти на Христианскую улочку, и среди лавок с сувенирами окажется неприметная дверь, над которой висит скромное изображение усекновенной главы святого Иоанна Крестителя. Именно эта дверь и ведёт во двор греко-православного монастыря.

Первая церковь была построена в V веке, но персы разрушили храм в VII веке. Патриарх Александрийский выстроил его заново. Крестоносцы, захватившие Иерусалим в 1099 году, использовали здание как лазарет для раненых. После завоевания Иерусалима мусульманами, всех христиан изгнали из города и храм был заброшен. Лишь в XIX веке его отремонтировали, и с тех пор он принадлежит Иерусалимскому Патриархату. В храме мы смогли приложиться к мощам Иоанна Крестителя и насладиться красотой храма, правда, сейчас реставрируемого.

На этом наш ещё один бесконечный день закончился.

Продолжение следует….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *