По стопам Христа: день 4

Автор: Елена Алмгорд

Утро следующего дня встретило нас ласковым и весенним солнышком. День обещал быть хорошим не только полнотой впечатлений, но и ясной погодой.

Нам предстояло ехать в город Иерихон. Это известный библейский город и самый низкорасположенный город в мире. ( 250 метров ниже уровня моря) . Археологические раскопки позволили установить, что поселение было уже на этом месте около 10000 лет назад. В III тысячелетии до Рождества Христова Иерихон был процветающим городом, потом разрушался и снова отстраивался.

В Библии подробно рассказывается о засылке в Иерихон лазутчиков и о взятии города израильтянами. Я не буду пересказывать библейский сюжет, но даже те люди, которые не читали Библию, слышали выражение « иерихонские трубы».

Сейчас это по восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов, принадлежит Палестине. Город находится на севере Иудейской пустыни в 7 км от реки Иордан и в 12 км от Мертвого моря, до которого мы так и не доехали в этот раз.

Наш день начался с Божественной литургии на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне. Этот небольшой кусочек земли приобрёл в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин ( о котором я уже не раз упоминала), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея-мытаря, которого посетил Иисус Христос.

Очень символично, что в Ветхом Завете блудница Раав отреклась от своего народа здесь, в Иерихоне, и поняла , что евреи – народ Божий , так и грешник-мытарь Закхей в Новом Завете встречает здесь своего Спасителя и отрекается от прошлого.

Совсем рядом с русским участком , почти вплотную, возвышается красивая мечеть с жёлтым куполом. Когда наша служба подходила к концу, и мы запели « Отче наш», то в этот самый момент раздался громкий голос с минарета, призывающий мусульман на молитву. Громкоговорители были направлены прямо на нашу церквушку. Поняв, что наши голоса сейчас утонут в этом протяжном вое, мы все ещё громче запели: « да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое»..

Прогуливаясь после службы по аккуратным дорожкам русского участка и греясь на весеннем солнышке, трудно было представить, что ещё 20 лет назад находиться здесь было опасно, обстрелять в Иерихоне могли с любой стороны. Сегодня этот город гостеприимен и дружелюбен.

Следующим местом нашей остановки стала река Иордан. Мы все взяли с собой рубашки для омовения, но лично у меня не было никакого желания этого делать. Ну и Бог услышал меня. Когда мы подъехали к реке, то она оказалась закрыта для купания по причине наводнения. Не знаю, огорчились ли другие, а меня это только порадовало. Мы спели тропарь Крещения и пополоскали наши рубашки в мутненькой водичке.

 

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, а другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них напряженные, впрочем так у Израиля со всеми арабскими соседями.

По факту это приграничная зона и запрещены все контакты с людьми на другом берегу. Особенно это интересно, когда с обеих сторон русские туристы.

Сфотографировавшись с израильскими солдатами, мы отправились дальше и оказались у стен монастыря святого Герасима Иорданского.

На парковке возле монастыря мы увидели группу танцующих православных эфиопов, подошли посмотреть, и через минуту я уже была вовлечена в круг их веселого, правда, немного монотонного танца, прославляющего Деву Марию. Было очень весело. Пожалуй, это самое веселое воспоминание из этой поездки.

Монастырь был основан преподобным Герасимом Иорданским в середине V века в южной части Иорданской долины. Грот, в котором подвизался Герасим, предание связывает с местом остановки Святого Семейства на пути в Египет. В период нашествия персов монастырь был разрушен и больше не восстанавливался.

Имя Герасима стало известно не только благодаря созданию монастырей, но и встрече со львом. Однажды , встретив в пустыне раненого льва, он вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу. У братии монастыря был осел, на котором они возили воду из Иордана. Старец поручил льву сопровождать и охранять осла. Однажды лев, отойдя от осла, уснул на солнце. В это время шёл караван с верблюдами и купец взял осла с собой. Проснувшись, лев стал искать осла, и, не найдя его, с печальным видом вернулся к Герасиму. Старец подумал, что лев осла съел и сказал, что теперь лев будет делать все то, что делал осел. Теперь лев, навьюченный бочонком, стал ходить на Иордан за водой. Однажды пришёл к старцу один воин и пожалел льва, дав монахам денег на покупку нового осла.

Через некоторое время купец, уведший осла, возвращался с караваном в Иерусалим. Около Иордана им встретился лев. Узнав своего осла, он зарычал и бросился к нему. Купец со спутниками в ужасе убежали, а лев , взяв осла за узду, привёл весь караван к старцу. Льву было дано имя Иордан. Когда Герасим отошёл ко Господу, то лев, придя в гробницу, страшно заревел и умер над гробом старца. На многих иконах Герасим так и изображён со львом. Меня эта история так впечатлила, что я решила рассказать её.

Тот монастырь, в который мы приехали, был построен уже в XIX веке Иерусалимской Патриархией. Он расположен южнее древнего монастыря на развалинах лавры Каламон, которая тоже была разрушена мусульманами в XII веке.

До середины XX века он был в запустении, и возрождение началось только в 70-е годы. Один из престолов посвящён святителю Зосиме и Марии Египетской. Именно в этом храме мы увидели и приобрели редкие иконы, когда Зосима причащает Марию Египетскую.

Наше путешествие продолжилось к Русскому музею паломника в Иерихоне, построенному меньше, чем за год и подаренному палестинскому народу Россией.При этом он является собственностью Российской Федерации. На открытии в 2011 году присутствовал тогдашний президент Д. Медведев.

Но история этого места началась ещё в XIX веке, когда в 1882 году в Иерихон прибыл монах Иоасаф с намерением создать здесь русский общежительный монастырь для паломников. На деньги, подаренные русской благотворительницей Резниченковой, был приобретён этот участок земли. Место было выбрано не случайно. На участке растёт библейская смоковница, на которую залез Закхей, чтобы увидеть Спасителя, входящего в Иерихон.

На этом участке земли впоследствии были обнаружены археологические находки, которые и выставлены в музее. После экскурсии по музею мы вышли в чудесный парк, где и прикоснулись к этому дереву.

По нашей насыщенной программе ещё предстояло посетить греческий монастырь пророка Елисея и гору Искушения. На гору мы, правда , не попали, но зато смогли насладиться видом со смотровой площадки. А вот до монастыря мы все-таки добрались.

Те, кто читал Ветхий Завет, знают, что пророк Елисей был самым преданным учеником пророка Илии и стал единственным очевидцем вознесения Илии на небо. Он унаследовал от учителя дух пророчества и стал его ревностным последователем. С его именем связано много чудес- от перехода Иордана до воскрешения мертвых.

В связи с памятью пророка Елисея в Иерихоне в 1886 году на средства русских благотворительниц был построен православный храм, в который мы и зашли, чтобы поклониться святыням.

Уже стемнело, когда мы вышли из монастыря, а нам ещё предстояло отправиться в отель, поужинать и собираться на ночную Литургию в Храм Гроба Господня. Мы были очень голодные и уставшие, но верили, что Господь укрепит нас и даст силы на бессонную ночь.

Существуют правила поста перед причастием. Для утренней литургии это 12-ти часовой пост, а для ночной- 6-ти часовой пост без вкушения еды и питья. То есть , если причастие будет в 2 часа ночи, то нам нельзя было есть после 8 часов вечера. Мы влетели в отель за 10 минут до этого времени и стали быстро поглощать блюда, приготовленные для нас. Быстро проглотив и также быстро насытившись , мы разбрелись по своим номерам для кратковременного отдыха.

В 22.00 мы уже снова садились в наш микроавтобус и мчались в Иерусалим. Субботний Шабат у евреев подходил к концу, и на улицах снова появились машины, но мы достаточно быстро добрались до пункта назначения. В этот раз мы заходили в Иерусалим через Сионские ворота.

Храм открывался в 23 часа и около ворот собралась уже изрядная группа паломников. В эту ночь служили вместе греки, румыны и русские.

К слову сказать, в храме существует четкое расписание, кто и когда служит. Само округлое помещение вокруг Кувуклии называется Ромондой, и вся её территория поделена между разными конфессиями, вплоть до сантиметров.

Одна треть принадлежит Армянской Церкви, две трети Римо-католической Церкви. Большая площадь центральной части, в том числе и Кувуклия, принадлежит Православной Церкви. Позади Кувуклии есть маленький участок коптского владения.

Общим для всех христиан является только купол над Ротондой, высотой 30 метров и диаметром 20 метров.

Так вот по поводу расписания.. тут тоже все четко распределено и ограничено по времени. Не успели, ваши проблемы, двери закрывают, начинает службу другая конфессия. Так что в эту ночь в 23 часа начинали православные, сразу после нас начинают служить армяне, а рано утром — католики.

С Божьей помощью мы смогли ещё раз попасть внутрь Кувуклии и поклониться Гробнице Иисуса Христа. К началу службы храм полностью наполнился народом. Это было несколько сотен, если не тысяч. Отовсюду слышалась разная речь, люди собрались из разных стран, но всех нас объединяло одно : Вера вечна, Вера славна, Наша Вера Православна!

Честно говоря, исходя из моих личных ощущений, мне было сложно настроиться на молитвенный лад. Во-первых, было очень многолюдно и суетно, все толкались , друг другу мешали и делали замечания. Наверное, по другому и не бывает, когда так много людей. Во-вторых, практически вся служба шла на греческом языке, что тоже не увеличивало сосредоточенность на молитве. Ну а в-третьих, мы все были очень уставшие после такого насыщенного дня.

Но с Божьей помощью я встала достаточно хорошо и близко к происходящему, да и за моей больной спиной была колонна, которую я могла подпирать. Среди народа протискивались охранники, обеспечивающие порядок. Один такой грозный постоянно мелькал перед нами, зорко следя, чтобы никто не помешал священникам служить литургию.

Надо отметить, что ночная служба пролетела очень быстро, и вот уже осталось только причастие.

   

Наш батюшка, как и все священство, причастились у самого Гроба Господня, а мирянам надо было идти в православную часть храма напротив входа в Кувуклию. Потоки людей устремились туда. Суета и ожидание.. Но вот и мы сподобились принять Христовы Тайны Тела и Крови. А дальше со мной происходит то, что иначе, как милостью Божией не назовёшь.

К слову сказать, в нашей традиции русской Православной церкви после причастия полагается принять кусочек просфоры и запить теплотой. В греческой традиции предлагают кусочек особого хлеба без запивки. При таком количестве народа я и не рассчитывала, что мне что-то достанется, в корзине оставались уже одни крошки. Я вышла из этой части храма и встала возле Кувуклии. И тут я вижу, что ко мне направляется тот самый грозный охранник и зовёт меня подойти к нему. Я с большим удивлением подхожу. Он улыбается, протягивает мне свою руку, разжимает и говорит : it is for you! На ладони лежит большой кусок хлеба из этой корзины. Я ещё больше удивилась и переспросила : for me? — Yes, yes, only for you!

Немного очумевшая от всего происходящего, я взяла хлеб, поблагодарила и стала есть. Господь и тут показал мне, как он близок, ведь очень часто он действует через людей. Слава Богу за все!

Литургия закончилась, люди спешно покидали храм, так как уже начинали служить армяне. Наконец, вся наша группа собралась, но мы не покинули храм, а продолжили его осматривать. Мы ещё не были на Голгофе, в темнице и ряде других мест Храма. Причастие нам дало новые силы, так что усталость и желание спать покинули нас.

Скала Голгофа, где произошло распятие Иисуса Христа, изначально была окружена холмом Гареб, и предполагается, что там издревле проводились публичные казни. В евангельскую эпоху «Голгофой» именовался довольно большой район за пределами города. К холму Гареб примыкала площадка, на которой собирался народ наблюдать за казнями. На одной из сторон горы находилась рукотворная пещера, служившая временной темницей для осуждённых на казнь. В ней и содержали перед казнью Иисуса. Сейчас она называется « Темница Христова» .

Под горой находилась лощина, куда сбрасывали тела и кресты распятых преступников. Туда же и был брошен Крест Христов, засыпан, а потом через 300 лет найден святой царицей Еленой.

Мы поднялись на Голгофу и увидели два престола , освещённые только свечами и лампадами. Первый престол принадлежит Православной Церкви и был воздвигнут в XI веке прямо над отверстием, где был Крест Христов. Справа и слева на полу видны чёрные круги, обозначающие места, где были установлены кресты разбойников. За православным престолом находится Распятие, совпадающее по размерам с историческими. Слева от Распятия находится изображение Иоанна Богослова, а справа- Пресвятой Богородицы, ведь только они были в самые страшные минуты со Христом.

Многие из нас, находясь в этом месте, не смогли сдержать слез, да это, наверное, и не надо было делать. По обеим сторонам от престола , за стеклом, виден участок природной скалы с трещиной-щелью, , которая образовалась в момент смерти Господа на Кресте.

Патриархи и архиереи служат у престола без митр в знак глубокого преклонения перед Великим Уничижением Христовым.

При выходе из Храма, мы обратили внимание на рассеченную колонну, о которой слышали раньше.

Одно из преданий гласит, что трещина появилась в Великую субботу 1579 года. В тот день армяне подкупом добились от османских властей Иерусалима позволения им одним быть в Храме в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание благодатного огня уже сильно затянулось, и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные. При этом православные арабы стали от радости прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога каждую Великую субботу.

Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин, по имени Омар, увидев чудо с Огнём из колонны, громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен и сожжен на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омара, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы.

В гостиницу мы добрались под утро, молчаливые и задумчивые. Каждая из нас внутри проживала свою Голгофу и своё Воскресение. А это и было воскресенье в смысле дня недели. Нам оставалось отдохнуть часа три , и как говорится, снова в бой.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *