По стопам Христа: день 7

Автор: Елена Алмгорд

Наш последний день на Святой Земле опять начинался с Божественной литургии, которую служил наш отец Павел, а мы подпевали на клиросе.

Только вот чтобы добраться до места нашей службы, нам предстояло проделать путь до Фаранской долины в Иудейской пустыне.

Там, высоко в горах, нас ждал мужской православный монастырь, самый древний из сохранившихся в Палестине. Основан он был преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками.

Гонимому за веру в своём родном городе и претерпевшему много жестоких мучений, ему по промыслу Божию, удалось попасть на Святую Землю. По дороге в Иерусалим он попал в руки разбойников, которые связали его и бросили в пещеру, намереваясь убить чуть позже. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все погибли.

Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и другим монастырям, а сам в этой пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь . Основав ещё две обители- Иерихонскую и Сукийскую, в глубокой старости он вернулся в Фаранскую лавру, где и был погребён.

В XX веке здесь был основан скит, в котором с 1997 года проживает один монах Харитон, родом из Белоруссии, с которым Господь сподобил нас познакомиться.

По преданию, в этих местах ещё жил ветхозаветный пророк Иеремия. Лавра расположена в ущелье, в береговых пещерах и гротах. Период расцвета лавры пришёлся на VI век. Но в начале IX века монахи оставили лавру из-за постоянных набегов мусульман. В XIX веке монастырь пришёл в полное разрушение. И лишь во второй половине XIX все тот же архимандрит Антонин Капустин сделал несколько попыток, чтобы получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось только в 1903 году иеросхимонаху Пантелеимону – настоятелю Афонской русской Крестовоздвиженской обители, который поселился там с монахами.

Через несколько лет арабские бедуины подожгли монастырь , и сгорели почти все строения. Монахам удалось восстановить только двухэтажное здание с кельями у подножия скалы. А в самой скале, на высоте 20 метров , находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона, в которой нам удалось отслужить последнюю литургию на Святой Земле. Людям, боящимся высоты, подниматься по этой лестнице не советую, хотя вид на ущелье открывается потрясающий.

Отец Харитон, проживающий тут лишь в обществе очень умной собаки, помогающей ему бороться со змеями, коих тут великое множество, смог возродить скит из руин после Шестидневной войны Израиля в июне 1967 года.

Пробираясь по тропам ущелья, мы наслаждались завораживающей красотой этих мест, ведь неслучайно евреи создали здесь платный Национальный парк «Эйн Прат». Неповторимая красота этих мест привлекает много туристов, на чем очень успешно израильские власти зарабатывают деньги.

Нам, к сожалению, тоже пришлось заплатить за въезд в парковую зону, на территории которой находится монастырь. За тёплой беседой во время трапезы отец Харитон рассказал нам, что и этот вопрос может быть решится со временем. А пока он собирает билетики за вход с паломников, приезжающих к нему и отдаёт своему адвокату, который пытается помочь в решении этого вопроса: освободить паломников монастыря от уплаты за въезд в парк. Бог им в помощь!

Вот так выглядит эта пещерная церковь, почерневшая после пожара.

Послушав наставления отца Харитона о духовной жизни и услышав немало интересных историй об этом месте, мы, умиротворённые после Святого Причастия и благодати окружающей нас природы, продолжили наш путь. Ведь в этот день нас ждал самолёт, но домой никому не хотелось. У некоторых паломниц возникло желание остаться здесь, настолько тут было благодатно, но кроме коротких посещений женщинам здесь делать нечего. Мужской монастырь, свои правила. 


Местный горный заяц

А нам предстояло ещё посетить в Вифании школу-приют для девочек, относящуюся к Гефсиманскому монастырю.

Школе сейчас 80 лет и возглавляет её сестра Марфа. Это живая и очень общительная монахиня, уроженка Караганды, рассказала нам о школе, об ученицах и о сложности проживания среди мусульман на территории Палестины.

Школа пользуется популярностью даже среди мусульман, и они отдают в неё своих дочерей. Сестра Марфа рассказала о непростых вопросах, возникающих между девочками-христианками и девочками-мусульманками, коих в школе большинство, когда у них возникают споры о Христе и Мухаммеде.

Мы с удивлением переглянулись. Как же это сложно даже взрослым дискутировать на религиозные темы, а тут дети.. Сестра Марфа поделилась печалью, как местные власти хотят сократить количество часов для изучения Закона Божия для христианок и увеличить часы для изучения Корана мусульманками. Вообщем, настоящая героическая жизнь в «тылу врага».

Школа считается хорошей, и если христиане помогают воспитывать мусульманскую молодежь, то что-то доброе может получиться. Хотя о миссии в прямом смысле речи здесь нет. В Палестине, да и в целом во всем исламском мире, за обращение в христианство убивают сами же родственники.

Так сестра Марфа нам поведала, что к ней обратилась её бывшая ученица, дочка местного шейха, с желанием покреститься. Монахиня в ужасе замахала руками и показала символичный жест ладонью под горлом.
« Ты что, нас же всех вырежут завтра вместе с тобой! Не вздумай! Какое крещение! » , ответила она той девочке.

Ведь мусульмане чувствуют себя хозяевами. В Вифании процветает преступность, нравственный уровень людей очень низкий, можно сказать, что закона почти нет. Эти люди нагло забирают дома у христианских общин и начинают своё строительство. На законных территориях христианских монастырей открывают магазины, салоны, строят дома. В случае противостояния им, начинают угрожать расправой.

К тому же везде разные законодательства. Иерусалим Западный- это одно, Восточный- это другое, в Вифании- палестинский, в районе Фаранской лавры-военный.

Так ездить ли нам в Вифанию ? Да! Всегда, когда едешь в паломничество ради Господа, ради спасения своей души, то Господь сохранит.

И мы ещё приедем туда, потому что не успели попасть на гору Искушений и на место погребения Лазаря Четверодневого, воскрешённого Спасителем, так как надо было уже ехать в аэропорт.

В аэропорту мы наконец-то встретились с евреями, поскольку всю поездку мы с ними нигде не пересекались. Первым нашим удивлением были платные тележки в аэропорту, символизирующие желание делать деньги на всем. А ещё мы столкнулись с очень интересной практикой безопасности государства Израиль. Речь идёт о том, что пока мы стояли в очередь на регистрацию, каждого человека из нашей группы вызвали по одному на допрос и задавали несколько вопросов, а потом наши ответы сверяли.

Помимо общих вопросов о цели поездки и о том, как мы все друг с другом связаны, брали ли мы подарки и посещали ли Иорданию, задавали и разные вопросы каждому. У меня, например, спросили, как произносится моя фамилия и как зовут моего мужа. Вот до сих пор думаю, причём тут мой муж….

Ну вот и все. Скоро на посадку и до свидания, Святая Земля!

И как говорила шведская fröken Bock : «Он улетел, но обещал вернуться!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *