Псково-Печерский монастырь

Два незабываемых дня

Автор: Елена Алмгорд



Поездка первая

Псково-Печерский монастырь…. Что я знала о нем раньше? Да практически ничего.. так.. слышала название… Пока подруга не подарила мне книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Прочитав книгу, как говорится, «запоем» за полтора дня, меня неудержимо потянуло на Псковщину, а именно в этот монастырь. И не просто потянуло, а сделалось « идеей Фикс».

Реализовать своё сильное желание сделать это как можно быстрей, осложнял тот факт, что я живу в Швеции и воспитываю двух несовершеннолетних детей, поэтому поездки в Россию мы приурочиваем к школьным каникулам. Так что с момента прочтения книги мне пришлось ждать целых полгода, чтобы начать планировать поездку в Печоры.

Подруга, подарившая мне книгу, и узнав о моем желании , с удовольствием решила составить мне компанию. Для меня это был первый такой паломнический опыт поездки в монастырь, да ещё и мужской к тому же.

До этого я уже, правда, побывала на Корфу у Спиридона Тримифунтского и в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мерликийского, именуемого ещё в народе Николаем Угодником, но это уже другая история и немного другой вид паломничества.

С Божьей помощью мы купили билеты на поезд Москва-Псков на даты, подходящие нам, заказали в Печорах гостиницу и двинулись в путь. Поскольку на поездах я ездила крайне редко, и то только в купе и СВ, то этот опыт поездки в плацкартном вагоне запомнился особым колоритом воняющих пяток, мелькающих друг за другом, пока мы пробирались в вагон- ресторан.

Поскольку мы с моей подругой Ритой не виделись полгода, нам было о чем поговорить. Это был конец декабря 2017 года. Шёл Рождественский пост, и мы с удовольствием заказали овощи-гриль и томатный сок. За многочасовой беседой время пролетело незаметно ,и мы вернулись в наш вагон, чтобы уже лечь спать. К слову сказать, с вентиляцией в нашем вагоне было все замечательно, так что мы, сытые и довольные общением, быстро уснули в предвкушении следующего дня.
В Пскове было снежно и ветрено. Взяв на вокзале такси, мы помчались сразу в монастырь, хотя и в самом Пскове тоже было на что посмотреть. Расстояние между Псковом и Печорами составляет 50 километров.

Печоры-это небольшой уютный городок с населением в 10000 человек, который считается самым западным городом России, если не считать Калининградскую область, и вплотную примыкает к российско-эстонской границе.

Главной достопримечательностью города является же, конечно, Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь. Это один из самых крупных и известных в России мужских монастырей, основанный в 1473 году.

Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными », то есть созданными Богом. Именно здесь преподобный Иона выкопал пещерную церковь в 1473 году, что и явилось основанием монастыря.
Эта обитель не закрывалась ни разу за всю свою историю. Даже в непростые богоборческие годы Советской власти, когда по всей России закрывались и разрушались храмы и монастыри, этот монастырь находился в пределах Эстонии, получившей независимость вплоть до января 1945 года, что и уберегло его от закрытия.

Может поэтому в нем чувствуется особая благодать, так как место намоленное столетиями и никем не поругаемое.

Оставив свои вещи в гостинице, мы поспешили к монастырю. Поздняя литургия уже подходила к концу, поэтому мы ограничились ознакомлением с территорией обители.

В 12 часов дня совершается ежедневная экскурсия в Богом зданные пещеры. Поскольку неорганизованным паломникам можно присоединиться к сборной группе без предварительной записи, то мы так и сделали.

О том, что в пещерах находились молитвенники, было открыто ещё в 1392 году, задолго до основания самого монастыря. В этом может быть ещё и особый Божий Промысел, потому что именно в этот году почил о Господе Преподобный Сергий Радонежский.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на эту гору рубить лес. Одно срубленное дерево повалилось под гору, увлекая за собой ещё несколько деревьев вместе с землёй. Так открылся вход в пещеру, над которым было написано: Богом зданная пещера. Кто и когда сделал эту надпись- неизвестно.

Из летописей конца 16 века известно, что один юродивый монах по имени Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись. Но это начертание всякий раз появлялось снова. К тому времени всем уже было и так известно, что Псково-Печерская обитель создана и утверждена Богом.

Каждый, кто входит в эти пещеры, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью. Нас собралась группа 20-25 человек, желающих попасть внутрь. Проводить экскурсию по пещерам подошёл красивый высокий монах по имени Алексий. Каждый из нас, взяв по зажженной свече, входил вглубь подземных лабиринтов.

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений не установлено, полагают, что там покоится более 10 000 человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5 градусов.

Отец Алексий рассказывал нам о людях, о которых мы уже знали из книги «Несвятые святые». Видя наши оживлённые кивки на знакомые имена, он сказал : « Вижу, что книгу архимандрита Тихона все читали».

Для меня это было , действительно, намного интересней слушать о героях полюбившейся книги и видеть места их захоронений.

От входа пещеры идут семь подземных «улиц», которые в разное время удлинялись и расширялись. В стенах пятой и шестой улицы погребают иноков обители, а в других хоронили паломников, благочестивых мирян и защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, которые являются надгробными памятниками и представляют большую художественную и историческую ценность. В конце центральной улицы стоит канун, возле которого совершаются панихиды, а за ним установлен большой деревянный крест.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим ( Розенберг) и архимандрит Иоанн ( Крестьянкин). До сих пор верующие приходят на место их погребения и просят молитвенной помощи.

И мы, двигаясь гуськом друг за другом, шли по эти пещерным улицам, освещая наш путь свечами, горящими в наших руках. От нашего гида мы узнали много интересного обо всем , что связано с этим местом, правда, трудно было все запомнить. Примечательно, что когда монах отвечал на вопросы женщин, то смотрел не на собеседника, а в сторону. Поначалу это было очень непривычно для меня, так как я все-таки привыкла встречаться глазами с человеком, с которым разговариваешь.

Побродив по пещере с грустными мыслями о смерти, мы вышли на улицу. Теперь нам предстояло подняться на Святую гору, вход на которую находился рядом со входом в пещеры. Вот там-то, наверху, можно было вздохнуть свободно.
У наших ног оказалась крыша Успенской церкви, как бы выходящей из земли.

За Успенской церковью возвышаются остатки семисотлетних дубов, напоминающие о том времени, когда здесь жили пустынноподвижники. По преданию монастырской братии, одним из таких подвижников был святой Лазарь Псково-Печорский, который подобно Лазарю Четверодневному, ожил через три дня после погребения и вышел навстречу братии. На вопрос : « Где ты был ?» отвечал : « Смерть грешников люта!» После воскресения он принял схиму, надел вериги и ушёл в затвор до самой кончины, безутешно плача о людских грехах.

Беря у своего батюшки благословение на поездку в этот монастырь, отец Павел поделился со мной, что можно попасть в келью отца Иоанна Крестьянкина, только вот не всех желающих в неё пускают. Для этого батюшка посоветовал мне найти отца Филарета. Это бывший келейник отца Иоанна, а ныне Благочинный обители. Благочинный -это священник в монастыре, призванный наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии. А вот чтоб уж попасть в келью наверняка, то привезти из Швеции гостинец и поклон от отца Павла.

Прихватив с собой постное имбирное печенье, кофе и поклон отца Павла, я ходила по экскурсиям с пакетом, обдумывая , как и где мне найти отца Филарета. А тут как раз в нашей группе был один священник с тремя паломницами. Оказавшись рядом с ними, я невольно услышала разговор, что в 2 часа дня они пойдут в братскому корпусу, в котором и находится келья отца Иоанна. Там их встретит отец Филарет и проведёт во внутрь. Теперь я знала, куда идти и где искать благочинного.

Закончив экскурсию, мы спустились со Святой горки, и каждый пошёл, кто куда. А мы с подругой присоединились к тому священнику и двинулись к братскому корпусу. Перед нами оказалось двухэтажное каменное здание, в котором на нижнем этаже находится кухня, на верхнем – трапезная и кельи для братии.

Перед входом в этот корпус стоит будка, в которой монахи несут послушание вахтёров, чтобы посторонние не могли проникнуть внутрь. К слову сказать, некоторые пронырливые женщины пытались пробраться в здание к ныне почившему, а тогда , в конце 2017 года, тяжелоболящему старцу Адриану, но бдительный монах, стоящий на посту, грубо разгонял их. Нам было несколько удивительно и даже страшновато от его грозного голоса.

Пока мы ждали, когда же откроется заветная дверь, и выйдет отец Филарет, как-то сам собой завязался разговор с этим монахом. Сменив гнев на милость, с нами он приветливо болтал и шутил.

Вскоре открывается дверь, и на пороге появляется отец Филарет. Родом он из Чувашии, внешность у него несколько отличается от славянских лиц, так что не перепутаешь. Видя нас, он задаёт вопросы, кто мы такие и откуда. Я быстренько произношу заготовленную фразу, что привезла гостинец и поклон от отца Павла из Швеции. Отец Филарет бойко отвечает : « Не знаю такого!» и захлопывает дверь.
Мы разочарованно переглянулись. Дверь снова открылась, и я со словами : « ну не знаете и ладно», пытаюсь ему всучить пакет с гостинцами.

-Что там? Колбаса? Колбасу я не ем! – воскликнул отец Филарет.
-Нет, там кофе и печенье, — успела ответить я.
-Кофе я не пью, а вот за печенье спасибо.
Дверь снова закрылась. Через несколько минут она распахнулась снова со словами отца Филарета: « Заходите!» Мы, вшестером, заходим в здание, поднимаемся на второй этаж и опять ждём. Теперь ждать уже интересней, так как мы сидим в тепле, да ещё наблюдаем за передвижениями монахов по коридору.

Поскольку для меня это первый опыт монастырского посещения, то для меня все очень интересно и необычно. Наконец отец Филарет подошёл к нам и открыл келью, в которой жил архимандрит Иоанн Крестьянкин. Мы потихоньку зашли внутрь и огляделись. Келья состояла из небольшой прихожей и маленькой комнатки.

Мы смогли приложиться к святыням, находящимся в комнате и помазаться освящённым маслом из рук отца Филарета. Батюшка показался достаточно общительным и веселым человеком. Узнав, что я приехала из Швеции, с удовольствием пообщался с нами о жизни православных на чужбине.

Обмолвившись , что у него скоро будет юбилей 60 лет, он выслушал наши комплименты о том, как он хорошо выглядит. Видя его чёрную шевелюру и бороду, я не удержалась и сказала, что у него совсем нет седых волос, на что он шутливо-кокетливо ответил : « А я их выдёргиваю». Вообщем , общение с этим человеком доставило массу приятных впечатлений. К тому же он сказал, что через два часа начнётся Всенощная и в конце службы будет постриг в монахи трёх послушников. И это будет первый раз за несколько лет.

Спросив, можем ли мы быть на этом таинстве , получили утвердительный ответ. Даже не верилось, что по милости Божьей мы оказались в монастыре именно в этот день и что сможем все увидеть своими глазами. Но об этом чуть позже. А пока отец Филарет предложил нам сесть на диванчик в келье отца Иоанна. Взяв святую воду, он принялся окроплять всех присутствующих.

Зачерпнув полный ковшик воды, батюшка приблизился ко мне. Я , не чувствуя подвоха, как бы машинально прикрыла глаза, закрываясь от капель воды. И тут случилось для меня непредвиденное. Отец Филарет подносит ковшик с водой к вороту моего платья и… выливает. Через какие-то доли секунды я сижу вся насквозь мокрая. Весь ужас моего положения был в том, что на дворе декабрь, а в моей сумке нет белья, в которое можно было бы переодеться, так как мы приехали всего на одну ночь. Вот такая вся освящённо- мокрая, я побежала в ближайший универмаг городка, чтобы хоть что-то купить. Пока я устраняла на себе следы моего пребывания в келье отца Иоанна, подошло время идти на вечернюю службу в монастырь.

Был вторник, 26 декабря 2017 года, прихожан в храме было совсем немного, что не могло не радовать. Поэтому, к концу службы, перед началом пострига я оказалась стоящей в непосредственной близости от братии, которая расположилась в центре храма.

Все происходящее не поддаётся описанию, мне казалось, что все это происходит не в реальности. Три послушника, которым предстояло стать монахами, начали ползти по полу от притвора храма к амвону, на котором их ожидал игумен монастыря Тихон ( Секретарёв), к сожалению, почивший в июле 2018 года в возрасте 63 лет.

От посторонних взглядов ползущих послушников ограждали монахи, сделав из своих мантий плотное кольцо. Поскольку я стояла в непосредственной близости от братии, то мне удалось увидеть все, что происходило внутри этого монашеского круга.

Игумен начинает испытывать твердость постригаемых вопросами и предупреждениями о трудности монашеской жизни, за которую надо будет дать ответ Богу на Страшном суде. Постригаемые произносили обеты, читались молитвы. Затем игумен трижды бросал ножницы и требовал их со смирением поднять. Приняв ножницы в третий раз, он крестовидно постригает посвящаемых со словами: « Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и нарекает им новые имена, знаменуя этим окончательное отречение их от мира. К сожалению, сейчас я уже не помню, какие имена получили новоявленные монахи. Двое из них были достаточно молоды, а вот третий был уже убеленный сединой.

После пострижения их облачили в хитон, рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и вручили монахам чётки.

Несмотря на то, что служба затянулась дольше, чем обычно, время пролетело очень быстро, что я совсем даже не вспомнила о своей больной спине. Хотелось ущипнуть себя и убедиться, что все происходящее не сон. И за что только Господь мне послал такую чудесную возможность присутствовать на таком таинстве?!

Из храма мы выходили уже в девять часов вечера. Братия обгоняла нас, торопясь на ужин, и тут мы вспомнили, что не ели практически весь день, и даже забыли про ужин. Ещё бы! Только с поезда и уже столько событий за несколько часов. Попив в отеле чаю, мы, подготовившись к причастию на следующий день, улеглись спать.

Спала я плохо. Калейдоскоп картинок прошедшего дня мелькал перед глазами и не давал мне уснуть.

Пропустив утром раннюю литургию, мы отправились на позднюю службу в храм Успения Пресвятой Богородицы. Из отеля я прихватила коробку конфет, привезённую из Москвы. Посоветовавшись с подругой, мы решили отдать её тому монаху, с которым нам довелось пообщаться накануне, пока мы ждали отца Филарета. Уж очень мы были ему благодарны за то, что он с нами побеседовал. Но мы ещё на знали, как его зовут и где его можно найти.

Но сначала Божественная литургия. Народу в храме было немного, служба пролетела быстро. По окончании литургии мы вышли на улицу и остановились возле церкви, обдумывая, что нам делать дальше. И тут мы видим, что тот самый монах, которого мы собрались искать, направляется прямо к нам.

В этот раз мы уже встретились как старые знакомые. От конфет он отказался и посоветовал вернуться в храм и положить их на канун. Возвращаться в церковь не очень хотелось.

« А то ещё полы придётся мыть», — пошутили мы, но все-таки пошли обратно. И точно… несколько женщин-трудниц уже бойко доставали ведра и швабры.
— Ой, а вы помочь хотите? – спрашивает одна, которая , видимо, тут за старшую.
— Ну вообще-то я хотела вот конфеты на канун положить, — ответила я. И зачем то добавила:
— А что, помощь нужна?
-Конечно, нужна! – ответила она.
Мы с Ритой переглянулись, соглашаясь помочь.
— Ой, только вид у вас шикарный для работы, — косясь на мою белую шубку, промолвила она.
— Ну это дело поправимое, — ответила я, раздеваясь и засучивая рукава платья. – А что нужно делать?
— Полы помыть!

Мы с Ритой снова переглянулись и улыбнулись. Ну вот, как и предполагали. Ну да ладно, поработаем во Славу Божию.

Женщина протягивает мне половую тряпку из мешковины, которыми , мне помнится, уборщицы мыли подъезды в советское время.
Я обреченно спрашиваю:
— Надеюсь, не руками мыть?
— В некоторых местах руками, особенно возле раки с мощами преподобного Корнилия.
-Надеюсь, у вас есть перчатки? – ещё обреченней спросила я.
— Нет, милая, никаких перчаток. Так помоете.

Мысленно представляя миллиарды микробов на моих руках, я все-таки спросила, будет ли возможность помыть потом где-то руки.

— Вон в ведре потом сполоснёшь, — ответила она.

Ну что ж, назвался груздем- полезай в кузов. Засучив рукава, мы взялись за дело. Храм для уборки нам поделили на двоих, одну половину мыть мне, а другую Рите. Остальные трудницы занялись кто чем: кто чистил подсвечники, кто-то протирал иконы. Ну а мы делали то, чего изначально хотели избежать- мыли полы. Ничего, тоже полезно для смирения.

Закончив работу, по благословению священника нас наградили большой служебной просфорой и несколькими маленькими. И тут только мы вспомнили, что не ели со вчерашнего дня. Решив исправить это и пойти пообедать, мы вышли из храма. К слову сказать, кафе для паломников находится за пределами монастыря.
Выйдя из церкви в 12 часов дня, мы увидели, что возле входа в пещеры снова собирается группа на экскурсию. Ну и мы решили присоединиться ещё раз. Так сказать, закрепить полученную информацию. И правильно сделали. В этот раз группу возглавлял другой монах, а соответственно, и рассказывал совсем по другому. Походив ещё раз по пещере, мы вышли на улицу. Группе предстояло подниматься на Святую горку. Ну а я решила подождать их внизу, на площади перед храмом.

Стою и вижу, что ко мне опять направляется тот самый монах, отказавшийся взять конфеты. Ну я ему и рассказала, что нам все-таки пришлось помыть полы в храме. Разговор плавно перетек на другие темы. Отец Назарий, так зовут этого монаха, рассказал мне много интересного про свою жизнь до монастыря, про свой путь к Богу и свою дорогу в монастырь. Монастырской жизнью он живёт уже более 30 лет, родом тоже из Чувашии, земляк отца Филарета. Старшая сестра у него тоже стала монахиней и подвизается в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Мы проговорили с ним достаточно долго, пока я не почувствовала, что мои ноги от стояния на месте совсем замёрзли.

Тут подошла Рита, и мы наконец-то, опять вспомнили, что до сих пор так ничего и не ели. А время приближалось в двум часам дня. И тут во время разговора отец Назарий и говорит :
— А давайте я накормлю вас обедом!
— Батюшка, так там же только для братии и трудников.
— Ну так вы и есть трудницы, пойдёмте!

Мы, переглядываясь, с радостью засеменили за ним к братскому корпусу.

Войдя во внутрь большого и длинного коридора, он указал нам на стол, стоявший в углу напротив входа. Над столом висела большая икона Пресвятой Богородицы.

— Батюшка, нам бы руки помыть, — робко попросили мы.
— Пойдём покажу, — ответил он и проводил нас до умывальника.
Я быстренько помыла руки и вернулась на место. Проходя мимо раздаточного окна кухни, я услышала, как отец Назарий просит у повара две тарелки супа.
— Для кого? – спрашивает повар.
-Для уборщиц!- ответил отец Назарий.

« И ведь не обманул», — подумала я, — « и правда, уборщицами поработали».
Вернувшись за стол, я получила огромный ломоть вкусного монастырского хлеба и стала ждать Риту.

Братская трапеза заканчивалась, и монахи, идя по коридору на выход, останавливались перед иконой, крестились и кланялись. А под иконой сижу я…. Надо было наблюдать за их лицами, когда они видели блондинку в белой шубке, сидящую там, куда посторонним вход воспрещён. С одной стороны, я смущала их своим присутствием, а с другой стороны- ну я же не сама там уселась. Где сказали, там и сижу.

Подруга моя, чуть замешкавшись с мытьём рук, выходя из умывальника, наткнулась на иеромонаха, идущего по коридору. Он, с некоторым испугом, накинулся на неё с вопросами, что она тут делает и откуда идёт. Рита перепугалась и стала объяснять, что только ходила помыть руки и больше ничего не делала. Монах немного успокоился и пошёл дальше.

Ну а мы получили по тарелке постного рассольника. Отмечу сразу, что я с детства терпеть не могу рассольник и не ем лук ни в каком виде. А тут рассольник, да ещё с луком.. То ли голод- не тётка, то ли благодать после причастия так действовала, но ничего вкуснее я не ела. И даже не отказалась от добавки.

Сытые и довольные, мы вышли на улицу, и мир показался нам ещё прекрасней. Пообщавшись ещё немного с отцом Назарием, поблагодарив за вкусный обед и интересное общение, мы покинули монастырь. Нам предстояло ехать в Псков на железнодорожный вокзал.

Всего сутки провели мы в монастыре, а зарядились надолго. Дивное это место, благодатное. Ни с чем не сравнимое. Ни на что не похожее.

Вот что сказал об этом наместник монастыря Тихон ( Секретарёв) : « Душа человека здесь свободна-что у ребёнка, что у взрослого. Благодать, даруемая монастырем, особенно изобильно изливается на новичков, и даже капелька её меняет человека; благодать может рассеяться, но до конца силу свою никогда не теряет, а , значит, и остаётся, благодаря ей, приоткрытой для человека, дверь в Царство Божье».

Вот и мои близкие потом отметили, что я вернулась оттуда другая. Столько со мной произошло за два дня, столько излилось этой самой благодати, как на новичка, что теперь, уже побывав и в других монастырях, я с уверенностью могу сказать, что это , действительно, особое место, в которое хочется вернуться ещё и ещё.

И я вернусь… билеты уже куплены…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *